Музей-усадьба Н.К. Рериха в ИзвареМузей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре

О.А. Черкасова. «Благой приказ»

(Православная культура в жизни и творчестве Н.К. Рериха)

Учреждается в Харбине Университет Святого Владимира – и Н.К. Рерих откликается на это культурное событие письмом-поздравлением владыке Мелетию:

«Высокопреосвященный Владыка.

Прочтя в газетах об учреждении Объединяющего Университета Святого Владимира, приношу Вам, как председателю Комитета сего, свое искреннее поздравление. Искренно радуюсь этому объединительному благому событию. Также прошу Вас передать Обществу «Икона» прилагаемую мою статью-приветствие…».

4 ноября 1934 г. Н.К. Рерих получил извещение за подписью члена Харбинского Совета Е. Сумарокова об избрании его членом временного Совета общества «Икона». В этот же день он ответил в письме митрополиту Антонию: «Прошу Вас, Высокопреосвященнейший Владыко, передать Совету Общества мою душевную признательность за избрание… Велико значение Священной Православной Иконописи в том виде, в котором мы получили эти изображения от Святоотеческих Преданий (Выделено мной – О.Ч.). Поистине, некоторые новейшие храмы, допускающие известную модернизацию Священных изображений, напоминают нам о земном, тогда как наши исконные Православные Храмы, осиянные древними иконами, живо устремляют нас к молитвенным и небесным вдохновениям (выделено мною – О.Ч.). Кроме того, и само религиозно-художественное выражение старинных икон как нельзя более соответствует чину богослужения, создавая одно неразрывное вдохновляющее устремление (выделено мною – О.Ч.).

Н.К. Рерих. Спас нерукотворный. 1910–1914 гг.
Н.К. Рерих. Спас нерукотворный.
Мозаичный образ для церкви Св. Духа в имении кн. М.К. Тенишевой Талашкино.
1910–1914 гг. Мозаичная мастерская В.А. Фролова, Санкт-Петербург.
Фото 1989 г.

Мне лично в течение сорокалетней работы по украшению и строению Церквей Христовых постоянно приходилось наблюдать, насколько старинный стиль иконописания ближе народному сердцу» (Выделено мной – О.Ч.).

Н.К. Рерих приветствует создание «Общества русской иконы», членом которого его пригласили быть. «Можно от души приветствовать образование «Обществ Иконы»: ведь именно в них будет охранено и углублено качество иконописания. Сейчас именно качество так потрясено во всем мире…

Прекрасна задача «Обществ Иконы», которые своими распространяющими и проникающими выступлениями могут способствовать качеству священного украшательства и строительства. Церковь прекрасна в своей благой духовной привлекательности. Священное слово отображается соответствующим величием изображений и украшений. Пусть будут эти строения хотя бы и простыми, но строгость линий и красок боговдохновляет творчество и не потребует дорогостоящих роскошных материалов».

Переписка Н.К. Рериха с харбинскими архиепископами и митрополитом Антонием опубликована О.В. Румянцевой, заведующей сектором «Наследие Рерихов» в Государственном музее искусств народов Востока, в журнале «Дельфис» (№ 2, 3 за 2000 г.).

Тема отношения Н.К. Рериха к религиозному воспитанию детей заслуживает особого рассмотрения. Приведем лишь одно из многих очень серьезных высказываний Николая Константиновича по этому поводу: «Священнейшая Непреложность Бога Всевышнего зачинается в каждом детском мозгу, впервые обратившемся к мирам бесчисленным…».

Свое отношение к православной культуре Н.К. Рерих, на наш взгляд, выразил определенно во многих своих литературных и художественных произведениях, во всем своем творчестве и деятельности. Очевидно, что дать исчерпывающий очерк этой грандиозной, более чем сорокалетней работы не представляется возможным.

Поэтому вместо итога ограничимся цитатами из двух статей художника: эссе «Бог» (1933 г.) и «Священное древо» (1934 г.)

И может быть, чувства, вызванные этими строками помогут нам понять не умом, но сердцем всю глубину и неисчерпаемость этой темы в жизни великого русского художника:


«БОГ»
«О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени предвечный
Без лиц, в трех лицах Божества!
Дух, всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем – Бог!»

Так в 1784 году первый русский поэт Державин начал свою бессмертную оду «Бог».

Первый основной член Символа Веры читается: «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли; Видимым же всем и Невидимым».

Ко Всевышнему, к Дыханию всех Дыханий, к Атману всего Сущего, все народы на всех языках приносят свое сокровенное и непреложное устремление. Каждый в пределах своего сердца, в пределах своего разумения красоты, прилагает лучшее название Элохиму. Пусть эти священные Имена многоразличны, но, сложенные воедино, они дают трогательную симфонию всего самого лучшего, самого высокого, что только мог произнести язык человеческий и что могла начертать воплощенная рука всеми Священными Иероглифами…».



Контактная информация:
Телефон: 8–813–73–73–273 – заказ экскурсий
Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
Электронная почта: izvara@inbox.ru