Музей-усадьба Н.К. Рериха в ИзвареМузей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре

О.А. Черкасова. «Музей как центр экологического воспитания»


Особой страницей истории Извары стали Фестивали детского творчества «Дети – детям», организованные музеем совместно с Изварской школой и клубом (1992 -2000). Площадкой для них становился не только музей, но и школа, в которой использовался актовый зал и в некоторых случаях- спортивный, а также здание бывшей Земледельческой детской колонии. В процессе подготовки и проведения этих фестивалей дети участвовали в разнообразных конкурсах, знакомились с выставками своих сверстников и учились под руководством профессиональных художников и скульпторов разнообразным видам прикладного творчества, работе с гончарным кругом, созданию старинных свистулек из Изварской глины, флористике и многому другому.

Во время фестиваля выступали дети из различных музыкальных школ и студий, звучала классическая и народная музыка, исполнялись танцы народов мира, выступали артисты Детского цирка. Выступления юных артистов чередовались с посещением детских выставок в музее и катанием на лошади и санях как зрителей, так и участников концертов. Свои впечатления дети излагали в сочинениях и подведение итогов фестиваля становилось праздником для всех. В течение 9 лет каждую весну на несколько дней Извара становилась царством детей, городом – садом. Проживание этих встреч с искусством на природе, первые попытки самостоятельного творчества под впечатлением творчества своих сверстников становились событием не только для местных детей, но и для тех, кто приезжал в Извару.

Изварский детский фестиваль стал импульсом для аналогичного фестиваля в районном центре Волосово «Цвет и звук державы Рериха», эстафета была продолжена.


В 1994 году, в год 120–летия со дня рождения Н.К. Рериха, музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре организовал Международную конференцию, посвященную исследованию концепции и практического опыта деятельности по изучению природы Института Гималайских исследований «Урусвати», созданного Н.К. Рерихом для развития науки будущего, формирования целостного мировоззрения.:

«Институт «Урусвати» – формирование новой научной картины мира».

Знаменательно, что первый день (31 мая) конференция проходила в Малом (Ломоносовском) зале Исторического здания Академии наук, а второй – продолжилась в Изваре.

Тема изучения опыта деятельности института «Урусвати», возможности его применения, использование наследия Н.К. Рериха для воспитания и образования детей стали предметом обсуждения на конференции: «Творческое наследие Н.К. Рериха и проблема воспитания и образования детей на пороге 21 века» в 1997 году в Изваре, в которой приняли участие педагоги, музейные работники. деятели науки и искусства из С.-Петербурга и Москвы.

Участвовать в конференции был приглашен и Д.С. Лихачев, но, извинившись, что не сможет приехать из-за важной встречи (с Соросом), он пожелал успешной работы конференции и сказал, что с большой симпатией относится к музею–усадьбе Н.К. Рериха в Изваре. Эти слова стали напутствием в работе музея.

На конференции был представлен проект музея-усадьбы Н.К. Рериха создания на базе Училищного дома в Изваре культурно-образовательного детского Центра, в основе которого был бы заложен принцип Культуры как синтеза науки, искусства и религии.


Существенной вехой в культурно-экологической работе можно считать школьную конференцию «Рерих и экология» 1997 г., подготовленную сотрудниками музея совместно с преподавателем биологии и химии Изварской средней школы М. Гилевич в рамках открытого урока. При ее подготовке была сделана ставка на интерес детей к самостоятельной работе.

Сотрудники музея – подготовив весь необходимый для этой работы материал, подобрав нужные публикации, документы выступили исключительно в роли методистов, обсудив план конференции с преподавателем, не вторгаясь в процесс общения учителя и его учеников. Для этого был выделен один из залов музея, куда дети приходили каждый день после уроков и где они свободно работали и общались, обсуждая темы докладов, и возникавшие вопросы. Задача заключалась в том, чтобы дети почувствовали себя самостоятельными исследователями, работая с источниками, в том числе старинными книгами (многие видели их впервые) документами, публикациями по теме. Возможность самостоятельного исследования, самостоятельных выводов не могла не заинтересовать. Практически конференцию (кроме выбора тем) готовили ученики 10 класса Изварской школы. Среди особенно удачных выступлений был и проект по экологической безопасности Извары, включавший анализ проблемы, и конструктивные предложения по ее решению. Среди гостей конференции, кроме педагогов из разных школ Ленинградской области была и корреспондент радио Россия, детские выступления, степень проработки материала и искренняя заинтересованность произвели впечатление на всех присутствовавших. Объективно, дети дали урок взрослым в активной позиции по проблеме защиты природы Извары. Подготовленная передача – репортаж о конференции дала возможность рассказать об этом опыте большой аудитории.

Научно-просветительская работа музея: проводимые в Изваре конференции, практика работы с детьми Изварской школы по изучению памятников природы и истории Извары, знакомству с традициями русской культуры, культуры народов мира по отношению к природе, подготовили возможности более серьезной совместной работы музея и школы.



Контактная информация:
Телефоны: 8–813–73–73–273 – заказ экскурсий; тел./факс 8–813–73–73–298
Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
Электронная почта: isvara_museum@mail.ru