Музей-усадьба Н.К. Рериха в ИзвареМузей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре

О.А. Черкасова. «Музей как центр экологического воспитания»


Основой всей культурно-образовательной работы с детьми, составной частью которой являлось культурно-экологическое воспитание, был принцип естественности, лежащий в стратегии музея- создания «живой усадьбы». При таком подходе, в качестве музейно-педагогического приема использовался метод старый как мир - совместное проживание в условиях старинной усадьбы ее проблем и забот – будь то посадка саженцев яблонь на месте, где когда-то был огромный усадебный сад, будь то уход за старинным парком или археологическое исследование старинной парковой беседки 18 века, на месте которой именно дети, помогавшие в раскопках, нашли фрагмент керамики 12 века и самую значительную археологическую находку музея - серебряное височное кольцо12 века с древним символом триединства, который Н.Рерих сделал эмблемой «Знамени Мира», Знамени защиты культурных ценностей всего мира, символизировавшего преемственность культурных достижений прошлого, настоящего и будущего и триединство науки, искусства и религии, составляющих единое целое – Культуру.


Любая старинная усадьба имеет свои предания, легенды, свои особые места, но по-прежнему важен принцип встречи с этими местами детей, живущих рядом, но не ведающих ценности того, что их окружает. Возможно это и сегодня, также как сто лет назад – через непосредственное прикасание к предметам веков минувших, через непосредственное ощущение этой старины, которое Рерих называл историческим чувством, мы можем назвать со-переживанием. Русские усадьбы и соответственно музеи в усадьбах имеют для этого уникальные возможности. Помочь в этом, причем не только детям, но и взрослым может и должен именно музей. Не один раз мы становились свидетелями того, как дети, открывшие для себя в музее или в парке что-то особенное, приводили своих родителей, своих гостей и друзей из других школ, чтобы показать им свои находки.

За 15 лет работы музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре по экологическому воспитанию в этом направлении накоплен большой опыт.

От первых занятий в музее с детьми в 1990 году в программе которых было знакомство с творчеством Н.К. Рериха, с народными сказками и преданиями, с памятниками природы и истории Извары, выставок детского творчества до Комплексных школьных экспедиций по исследованию памятников природы и истории Извары в 2003-2005гг. и разработки программ Экологического мониторинга на базе музея силами общественно-научной экспедиции при участии школьников Волосовского района под руководством ведущих ученых С-Петербурга и проекта создания Международного культурно-экологического лагеря на базе Училищного Дома Земледельческой Колонии, входящего в комплекс музея.

Надо сказать, что это был процесс обоюдного воспитания и совместного с детьми поиска оптимальных форм работы, в котором принимали участие не только сотрудники музея, но преподаватели сельских школ из Извары, Калитино, Сельцо и Волосово, а так же многочисленные друзья музея, ученые, художники, поэты и деятели культуры, представители Рериховских обществ и любители творчества Н.К. Рериха из разных городов России и государств ближнего и дальнего Зарубежья.

Старинная усадьба Извара становилась для всех общим гостеприимным домом, при этом в ней оставались плоды трудов весеннее – летних экологических программ: растут и сегодня деревья, посаженные нашими гостями, среди цветов притаились с любовью выложенные из местных камней дорожки, в фондах музея хранятся замечательные пейзажи. Многие из добровольцев стали испытанными друзьями музея и помогают ему и поныне. Несколько человек из летних экологических лагерей стали сотрудниками музея. Практика летних работ по уходу за парком, усадебным садом и родниками в музее-усадьбе силами добровольцев из С-Петербурга, разных городов России и ближнего Зарубежья продолжается и сегодня.

Развивались и другие формы работы с детьми. Приведем несколько примеров.

Для самых маленьких самая доступная форма воспитания – это сказка Поэтому одной из первых программ для младших школьников стала программа на базе музея.» В гостях у сказки» в основу которой были положены сказки и легенды на разные темы. В такой доступной форме дети знакомились не только с персонажами сказок, среди которых и птицы и звери и живые реки и ручьи, но и с мифами народов мира о деревьях, камнях, воде, огне, всем живом, что наполняет природу. Слайды с картин Н.К. Рериха, изображающих прекрасную природу, так же как подлинные картины художника, хранящиеся в музее: «Папоротники» и «Вечер богатырства киевского» служили прекрасной иллюстрацией. .В занятиях активно использовалась театрализация и прогулки по разным уголкам усадьбы.

Заканчивалась программа большим театрализованным представлением на природе, в усадебном парке: «Сказки Извары». Дети- участники лектория становились персонажами картин и сказок Н.К. Рериха и в театрализованной и игровой форме знакомили детей- экскурсантов с их историческими сюжетами, с легендами и преданиями разных народов мира о природе и человеке. Так, «дочь викинга», с которой встречались дети во время путешествия по усадьбе, рассказала им о викингах, «Девесари Абунту» – героиня сказки Н.К. Рериха, ушедшая от людей в мир природы, понимавшая язык птиц и зверей – представала перед детьми в индийском национальном костюме, эта встреча сопровождалась индийской музыкой, старец у озера поведал о преданиях, связанных с родниками, а на поляне водили хороводы подруги Снегурочки и к ним можно было присоединиться. В один из моментов путешествия детей по ожившему вдруг сказочному пространству старинной усадьбы, ко входу в музей подъезжала настоящая старинная коляска, запряженная лошадью, из нее выходил гость в старинном костюме и котелке, который вступал в общение с детьми и просил им показать музей, происходил импровизированный диалог и все вместе входили в Старый дом, чтобы там познакомиться и с выставкой детских рисунков на темы сказок о природе и со многими еще удивительными событиями.



Контактная информация:
Телефон: 8–813–73–73–273 – заказ экскурсий
Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
Электронная почта: izvara@inbox.ru