Музей-усадьба Н.К. Рериха в ИзвареМузей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре

О.А. Черкасова. «Музей как центр экологического воспитания»


Возможности музея как центра экологического воспитания в наше время связаны с теми задачами, которые он выполняет по отношению к обществу и культуре. С изменением культурной парадигмы и выявлением новых актуальных для человеческого сообществ направлений деятельности соответственно меняется, точнее расширяется или совершенствуется и деятельность музея на благо общества, культуры и духовной эволюции.

Возможности этой деятельности заложены в миссии музеев:

«Музей – это особое научное и культурное учреждение, которое выбирает и собирает природные и общественные объекты, являющиеся подлинными ценностями, использующимися в научных и культурных целях. Тем самым в музее проявляется специфическое отношение человека к действительности.»* Деятельность музея направлена на организацию комплектования, хранения, изучения и экспонирования музейных предметов и использования их в научных, образовательных и воспитательных целях.

«Музей предстает как инициатор посвящения в тайны познания, а также как выражение определенной системы знаний об обществе и мире, и как хранитель национального прошлого, и как «специфический инструмент хранения и передачи культурной информации»* При историко-культурном анализе музея как социокультурного явления ясно проявляются те его отличительные особенности по отношению к обществу, которые можно определить как:

– документирование (или доказательство посредством музейных предметов различных фактов, событий, явлений, происходивших в природе и обществе);

– образовательно-воспитательные (или использование информативных и экспрессивных возможностей музейных предметов в удовлетворении познавательных и культурных запросов общества).


«Находясь в границах определенной территории, музей решает не свойственные другим учреждениям задачи.

1. … музей представляет собой центр научного документирования региона. Именно в музее сосредоточены материальные свидетельства (документы) развития истории, культуры и природы, которые, став музейными предметами, несут в себе подлинную (аутентичную) информацию, имеющую большое научное и культурное значение.

2. Музей является одним из центров научно-исследовательской деятельности региона… проливающими свет на развитие культурных или природных процессов, происходящих в «пространстве музея».

3. Кроме того, музей - это и учреждение культурного представительства региона, так как представленные в экспозиции музейные экспонаты являются образцами культурного наследия. В свою очередь, музейные экспозиции есть новая культурная реальность …

4. Документальная, научная и культурная ценность музея дают возможность считать его и образовательно-воспитательным центром, процесс передачи культурных норм, лучших традиций, опыта поколений с учетом тех требований, которые общество выдвигает в различные исторические периоды….»*

В этих характеристиках музейной деятельности и в значении самого понятия «экология», от греческого oikos- «дом, родина», на наш взгляд сформулированы возможности и, более, того обязанности развития музея как центра экологического воспитания, чему, безусловно, способствует и развитие музеологии как междисциплинарного знания. Утверждение в ней экологической концепции, идей ноосферы подтверждают возрастающие возможности и значение музеев в решении насущных проблем воспитательно-образовательного процесса, составной частью которого является воспитание экологической культуры.



Контактная информация:
Телефон: 8–813–73–73–273 – заказ экскурсий
Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
Электронная почта: izvara@inbox.ru