Музей-усадьба Н.К. Рериха в ИзвареМузей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре

О.А. Черкасова. «Музей как центр экологического воспитания»


Очевидно, что реализация понятия Культуры, как совокупности духовных, научных и эстетических принципов, новой этики, основанной на идеях Мира и Любви, гармонии человека и природы, сводится к решению множества конкретных задач усилиями всех звеньев, составляющих единую цепь. Экологическое воспитание и образование в этом контексте является частью единого целого, новой, ноосферной этики, рассматривающей планету как одушевленный организм, человеческое общество - не как «большую фабрику», а как культурную целостность, человека – как «духовное существо, получающее энергию от космоса культуры.»

Н.К. Рерих формулировал эту задачу в духе идей Культуры – «…не будем забывать о молодом поколении, которое мы обязаны подготовить к восхождению. Собрав таким образом все величайшие сокровища прошлого и создавая новые образы героизма, подвига и духовной красоты, укажем мы нашей молодежи, что такое истинные сокровища, в чем Великая Реальность, в чем найдет опору дух человеческий».*


В этой эстафете знаний и культуры, процессе созидания «бастионов человечности в бесчеловечном мире» одним из самых активных его участников являются музеи, значение которых во всех многогранных аспектах жизни современного человечества и особенно в культурно-образовательной работе неуклонно возрастает. Одной из главных составляющих этой деятельности является экологическое воспитание, которое в наше время объективно приобретает все большее значение.

Идея музея не только как хранилища культурных ценностей, но как исследовательского, образовательного и воспитательного центра, имеющего непосредственное отношение к познанию природы так же стара, как само понятие музея.

Музей возник как «музейон» храм всех муз, среди которых была и Урания – богиня астрономии. В этом ряду - Академия Платона и Александрийский музей, в котором трудились лучшие ученые, Библиотека-музей-школа в цивилизациях Древнего Востока, первые музеи средневековья, возникавшие при университетах.

С эпохи Возрождения музейные собрания все больше рассматривались и как первоисточники науки, используемые для образования и удовлетворения любознательности.

В более поздние времена появилось понимание значения музейных собраний для предметной фиксации общественного исторического опыта, передаваемого от поколения к поколению, а музея - как хранителя этого опыта, учреждения, сокращающего путь и расширяющего границы познания…


Высокое предназначение музея, в контексте культурной и духовной эволюции человека, сформулировано более ста лет назад нашим выдающимся соотечественником, философом-космистом Н.Ф. Федоровым в главном труде его жизни «Философии общего дела», который отводил музею самую важную, духовно-нравственную, воспитательную и образовательную миссию, имеющую цель объединения всех людей в подлинное братство, продолжающее все лучшие духовные традиции прошлых поколений и тем самым оживляющее их. «Музей есть первая научно-художественная попытка собирания или воспитания в единство, и потому эта попытка есть дело религиозное, священное; это призыв на службу отечеству, призыв всеобщий, всех без исключения, начиная с детского возраста…»* «Вступление в музей становится вступлением в церковь, как гигантское тело всего человечества, восприятием заповедей о целях и обязанностях, налагаемых новой религией единства. «И таким образом музей будет действовать душеообразовательно, делая всех и каждого существом музеобразным».*

Воспитание нравственно сознательных, братских личностей из «прихожан» музея должно быть распространено на все народы и каждый народ как единство, каждый со всеми, все как один: народ может и должен «действовать как братство, как один человек».*

Задача «исследования, учительства и деятельности» – трех основных функций музея – должна быть распространена на все народы, все человечество, чтобы оно «из стихийной силы стало совокупностью нравственно разумных личностей, братством».*

«Учение о единстве и есть религиозное учение…» – утверждал Н.Ф. Федоров.*

В этой высокой миссии составной ее частью является деятельность по исследованию природы:

«Имеет ли право музей оставаться, по древнему определению, собором лишь ученых, трапезою только для знаменитых людей всей земли, как он называется автором жизни Аполлония Тианского, вместо того, чтобы быть всеобщею евхаристиею знания?..

По-христиански музей, очевидно, – не собор только ученых, а собирание всех; назначение музея быть «ловцом человеков». Исследование же, т.е. наука, не может уже оставаться только отвлеченным знанием; она должна сделаться исследованием причин, препятствующих всем нам быть членами музея, исследователями, и соединиться воедино для отеческого дела…*

«Религия, наука, искусство, все это – силы собирающие, но, взятые в отдельности, они немощны…»*



Контактная информация:
Телефоны: 8–813–73–73–273 – заказ экскурсий; тел./факс 8–813–73–73–298
Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
Электронная почта: isvara_museum@mail.ru