Музей-усадьба Н.К. Рериха в ИзвареМузей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре

О.А. Черкасова. «Благой приказ»

(Православная культура в жизни и творчестве Н.К. Рериха)


Творчество.

Ответив на первый вопрос, о традициях семьи Рерихов, их отношении к вопросам религии и православия, остановимся на раннем этапе творческой деятельности Николая Константиновича. Еще будучи студентом Академии Художеств, он пишет иконы по заказам для храмов как художник. Как исследователь истории культуры, он изучает все подробности жизни и работы иконописцев Древней Руси. Эту тему он выбирает для своего зачетного сочинения на юридическом факультете Санкт-Петербургского Университета: «Правовое положение художника в Древней Руси». Отметим при этом, как символично соединилось в нем несколько интересовавших юного художника областей знания. Отметим также и полную самостоятельность выбора. Тема духовной культуры России, ее истоков, художественного просвещения и художественной культуры, становления государства, расцвета высокого духовного искусства иконописания на Руси. Тема не случайная. Конец 19-го – начало 20-го веков будут заполнены для Николая Константиновича активной просветительской деятельностью в защиту икон и древних прекрасных храмов и монастырей – памятников архитектуры. В 1898 – 1899 г.г. Николай Рерих предпринимает путешествие по пути «из варяг в греки», которое фиксирует и как художник – в рисунках и картинах и как литератор-публицист – в очерке такого же названия. В этой работе практически намечаются вехи будущих исследований, художественной, научной и общественной деятельности. Сохранность памятников и их реставрация, древняя культура Великого Новгорода, влияние скандинавской культуры на русскую и многое другое волнует юного художника.

В 1897 году Н.К. Рерих получает звание художника за работы «Вечер богатырства киевского» и «Утро богатырства киевского» и картину «Гонец» («Восстал род на род»).

«Вечер богатырства киевского» (1895-1896 г.г.) находится в экспозиции Музея-усадьбы Н.К. Рериха. Работа эта заслуживает особого внимания. На первый взгляд, она посвящена былинному эпосу, древней истории Киевской Руси, но по своему мировоззренческому смыслу ее трудно переоценить. В 1895-1896 г.г. Н.К. Рериху – 21-22 года. Волнующая его тема связана не только с историческими подробностями становления Русского государства, но с его духовными исканиями, духовными традициями и принципами – основой которых была вера в Бога – краеугольный камень выдающейся силы духа русского народа. Постижение этого духовного стержня русского народа, на наш взгляд, соединяется у юного художника с переосмыслением на новом, самостоятельном этапе жизни, вопросов, связанных со смыслом жизни и, безусловно, с отношением к вере, религии, как живому принципу жизни. Богатыри восстали на Силы небесные и окаменели в своей гордыне. И напрашивается вывод, к которому приходит художник: только в соединении с Высшими силами живут и побеждают русские богатыри. Разорванная связь приводит к окаменению, гибели, и только восстановив ее, обретя вновь живое религиозное чувство Высшей Воли и Высшего смысла бытия, оживут русские богатыри и преодолеет все невзгоды Россия. В 1940 году Н.К.Рерих писал об этой своей ранней работе, раскрывая ее внутренний смысл: «Богатыри проснулись» сейчас пишется. Посвящается великому народу русскому. Когда-то слагали былину «Как перевелись богатыри на Руси», но тогда же верили, что проснутся они в час сужденный. Выйдут из гор, из пещер и приложатся к строительству народному... Великому народу русскому ничто не страшно. Все победит – и лед, и жару, и глад и, грозу. И будет строить на диво...».

Н.К. Рерих «Вечер богатырства киевского»
Рисунок А. Курбатова по эскизу фрески Н.К. Рериха «Вечер богатырства киевского».
Опубликован в журнале «Всемирная иллюстрация», 1897 г.


Контактная информация:
Телефон: 8–813–73–73–273 – заказ экскурсий
Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
Электронная почта: izvara@inbox.ru