Музей-усадьба Н.К. Рериха в ИзвареМузей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре

О.А. Черкасова. «Музей как центр экологического воспитания»


Главная идея жизни художника – «Мир через культуру», воплощенная им в Пакте Рериха и в Знамени мира, связанная с воспитанием любви к окружающему миру во всем его многообразии через познание его, имеет ярко-выраженный культурно-образовательный смысл.

В творческом наследии художника мы можем найти ответы на самые разные вопросы, связанные с теорией и практикой культурно-экологического воспитания, оно дает бесконечно разнообразный материал для этой работы.

От детских сказок, до старинных легенд и преданий народов всего мира, от народных примет, обрядов и обычаев, связанных с природой, до огромного количества разнообразных исторических фактов, в которых история человеческой культуры закрепляла необходимость познания природы, Матери всего сущего, ее тайн и законов развития на страницах его литературного творчества, в очерках, листах дневника и письмах. Он оставил нам подробное описание своих путешествий, каждое из которых было уникальным по своим научным и художественным результатам. Деятельность института «Урусвати» в Гималаях, в штате Наггар, в условиях местности, удаленной от больших городов является прекрасным примером деятельности научного учреждения нового типа, решавшего грандиозную задачу соединения достижений Западной цивилизации и утонченной духовной культуры Востока.

По сути – основанный Н. Рерихом Институт гималайских исследований начал грандиозную практическую работу не только по исследованию загадок древних цивилизаций, нзучению тибетской медицины, в том числе средств борьбы с тяжкими болезнями, археологических и биологических исследований, целью которых было формирование новой научный картины мира.


Творчество Н.К. Рериха дает живой импульс всем направлениям разнообразной культурно- образовательной и экологической работе и, в том числе, программе экологического воспитания.

Остановимся на некоторых из его высказываний по поводу значения природы для человека, для его воспитания.

«Сильно в человеке безотчетное стремление к природе (единственной дороге его жизни)…

Все нас гонит в природу: и духовное сознание и эстетические требования, и тело наше и то ополчилось и толкает к природе, нас, измочалившихся суетою и изверившихся… жизнь в своей спирали культуры неукоснительно сближает нас с первоисточником всего, и никогда еще, как теперь, не раздавалось столько разнообразных призывов к природе»,– писал он.*

«Опытные воспитатели всегда понимали, что детей нельзя отрывать от природы, ибо лишь в ней они сохранят подвижность, находчивость и решимость».*

Обосновывает Н.К. Рерих и сами методы приближения к природе: «Но нельзя выйти в природу, лишь теоретически решив о полезности такого опыта. Толку от такого рассудочного решения будет мало. Надо природу понимать. Надо войти в нее как бы сотрудником ее, не осудительно, но восхищенно».*


Он считал, что если человеку удастся слиться с природой духовно, впитать духовно красоты ее, тогда природа даст просителю силы и здоровую, спокойную энергию. В этом может помочь не только сама природа, но искусство, ее изображающее.

«Тем и важно,– писал он,– что искусство теперь направляется усиленным ходом в жизнь, в природу и толкует зрителям и слушателям разнообразными наречиями красоту ее».*

В статье «К природе» (1901 г.) Н.К. Рерих обосновывает ответственность человека по отношению к природе, его неразрывную связь с ней, необходимость целесообразного пользования природою, пейзажем, сохранения исторических ландшафтов как неотъемлемой составляющей исторических памятников

Тридцать лет спустя, возвращаясь к этому своему «манифесту» отношения человека к природе он вынужден был с горечью констатировать негативные последствия пренебрежения человеком законами развития жизни на Земле. «Боль планеты» – так в названии этой статьи была отражена позиция художника. «Если не всегда способен человек на творчество, то ведь причинить боль он всегда может… и целой планете.»*



Контактная информация:
Телефоны: 8–813–73–73–273 – заказ экскурсий; тел./факс 8–813–73–73–298
Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
Электронная почта: isvara_museum@mail.ru