Музей-усадьба Н.К. Рериха в ИзвареМузей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре

О.А. Черкасова

«Н.К. Рерих о значении русско-индийских культурных связей»


Извара, старинная русская усадьба среди лесов и родниковых озер, на древней земле, входившей когда-то в Водскую пятину Великого Новгорода, с многочисленными курганами вокруг, свидетелями седой старины, стала не только «родным гнездом» для художника, но источником вдохновения для его многогранного творчества. Внутренняя связь с ней не прерывалась до конца жизни. И во многих очерках и листах дневника Извара и Индия у Николая Константиновича оказываются связанными как самим названием «от индусского слова «Исвара» (Господь, Всевышний), так и несомненными историческими фактами разнообразных связей России и далекой и загадочной Индии. Показательно в этом смысле последнее упоминание Николая Константиновича о любимых местах детства и юности в 1947 году в письме к И.Э. Грабарю, за несколько месяцев до ухода из жизни: «Не слыхал ли ты об одном любопытном обстоятельстве? Верстах в десяти от нашего бывшего поместья «Извара»… было именье «Яблоницы» - в нем при Екатерине жил индусский раджа. Говоривший мне сказал, что сам видел остатки могульского парка. Покойный Тагор очень заинтересовался этим и даже просил, нет ли каких-нибудь местных воспоминаний… Иногда ищем далеко, а оно совсем близко… Если приглядеться, немало русских побывало в Индии и индусов на Руси... Ну да все найдется!»

Отметим при этом, что и в конце жизни художника, так же, как в юности, настойчиво и непреложно звучит та же мысль о многих, еще не известных и жизненно важных связях не только глубокой древности, но и всей истории двух таких далеких географически и таких близких по духу стран, России и Индии. На протяжении всей жизни Н.К. Рериха эта тема вдохновляет его не только на археологические и этнографические изыскания, но на творчество, как литературное, так и художественное. Об этом так же рассказывает сам Н.К. Рерих: «Уже с 1905 года многие картины и очерки были посвящены Индии. «Девассари», «Лакшми» (в «Весах»), «Индийский путь» (по поводу поездки Голубева), «Граница царства», «Кришна», «Сны Индии» – все это было написано еще до поездки в Индию, так же, как «Гайятри» и «Города пустынные…»

Н.К. Рерих. «Будда-испытатель». 1927 г.
Н.К. Рерих. «Будда-испытатель». 1927 г.

Глубина древней индийской культуры, красота ее философской и религиозной мысли служили источником вдохновения и радости открытия новых горизонтов бесконечного знания. Увлечение культурой Востока, Индии было свойственно для России начала двадцатого века. В листах дневника так живо, эмоционально рассказывает об этом художник: «По Руси восторженно читалось «Провозвестие Рамакришны» и пламенные книги Вивекананды… Во время построения буддийского храма и мечети (доказывавших широту воззрений народа русского) возникла мысль о перевозке в Питер древнего индусского храма. Этот эпизод должен быть отмечен…»

Образами прекрасной Индии, ее духовной красоты наполнялась и жизнь семьи Н.К. Рериха: Елена Ивановна, любимая жена и единомышленница, принесла в дом стихи Тагора: «Не раз доводилось… [Елене Ивановне] находить в книжных магазинах нечто самое новое, нужное и вдохновительное. Нашла она и «Гитанджали» Тагора в переводе Балтрушайтиса. Как радуга засияла от этих сердечных напевов, которые улеглись в русском образном стихе Балтрушайтиса необыкновенно созвучно…

«Гитанджали» явилось целым откровением. Поэмы читались на вечерах и на внутренних беседах. Получилось то драгоценное взаимопонимание, которое ничем не достигнешь, кроме подлинного таланта…»



Контактная информация:
Телефон: 8–813–73–73–273 – заказ экскурсий
Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
Электронная почта: izvara@inbox.ru