Музей-усадьба Н.К. Рериха в ИзвареМузей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре
Николай Рерих

Николай Константинович Рерих (1874–1947) – великий русский художник, путешественник, мыслитель и общественный деятель, археолог.

Родился 9 октября 1874 года в Петербурге, в семье нотариуса Константина Федоровича Рериха. Уже в гимназические годы он проявляет большой интерес к наукам, принимает участие в раскопках средневековых захоронений в окрестностях Извары – усадьбы, с которой связаны 26 лет его жизни, самые яркие впечатления детства и юности, заложившие основы мировоззрения и творчества.

Ему было 16 лет, когда в журналах «Природа и охота», «Русский охотник» были опубликованы его первые литературные очерки. В 1893-м Николай поступает в Академию художеств и одновременно на юридический факультет Петербургского университета. Посещает лекции на историко-филологическом факультете, будучи еще студентом, становится членом Русского археологического общества.Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях.

Знакомится с В. Стасовым. Его дипломная работа картина «Гонец» была высоко оценена Л. Толстым и приобретена В. Третьяковым для своей картинной галереи.

Н.К. Рерих много работает в историческом жанре. В раннем периоде творчества создаёт полотна: «Сходятся старцы» (1898), «Плач Ярославны» (1893), «Начало Руси. Славяне»(1896), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» и др. В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве. Картины художника построены на глубоком знании исторического материала, передают ощущение духа времени и насыщены философским содержанием.

В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой. В октябре 1901 года состоялась их свадьба. Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей, всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В 1902 году у них родится сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 — Святослав, будущий художник и общественный деятель.

В 1903—1904 годах Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по России, посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом, а также эскизы мозаик для Почаевской лавры (1910), 4 эскиза для росписи часовни в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914). В 1914 году им была оформлена церковь св. Духа в Талашкине.

Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского.

С 1906 по 1918 года Николай Рерих является директором Школы Императорского Общества Поощрения Художеств, одновременно занимаясь преподавательской работой. С этого же времени художник постоянно участвует в зарубежных выставках.

В 1909 году Н.К. Рерих был избран академиком Российской Академии Художеств и членом Реймской Академии во Франции.

С 1910 года он возглавляет художественное объединение «Мир искусства», членами которого были А. Бенуа, Л. Бакст, И. Грабарь, В. Серов, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, А. Остроумова-Лебедева, З. Серебрякова и др.

В 1915 году Н.К. Рерих делает доклад Императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ.

В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьёй переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств.

После революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, и Н. К. Рерих с семьёй оказался отрезанным от Родины.

В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих едет с выставками по странам Скандинавии, а осенью того же года по приглашению С. П. Дягилева оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина.

В 1920 году Н.К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. В числе 115 полотен художника экспонировались: «Сокровище ангелов» (1905), «Ангел последний» (1912), «Дочь викинга» (1917), «Зов солнца» (1918), «Экстаз» (1917), серии «Героика» и «Сны Востока» и др. Выставки имели большой успех.

В Америке он основывает культурно-просветительские организации, ставшие крупными очагами культуры, объединившими вокруг себя многих видных деятелей искусства. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт объединённых искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство.Почти одновременно с Институтом объединённых искусств в Чикаго было учреждено объединение художников «СоrArdens» («Пылающее сердце»), а в 1922 году был создан Международный культурный центр «CoronaMundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923 года открылся Нью-йоркский Музей Николая Рериха, содержащий большую коллекцию картин художника.

2 декабря 1923 года Н.К. Рерих со своей семьёй прибывает в Индию, которая привлекала его не только как художника, но и как учёного, изучающего ряд проблем, связанных с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Здесь начинается маршрут экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии. Маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Экспедиция продолжалась с 1925 по 1928 год. Были проведены археологические и этнографические исследования в неизученных частях Азии, отмечены на картах и уточнены десятки горных вершин и перевалов, найдены редкие манускрипты, собраны богатейшие лингвистические материалы, произведения фольклора, сделаны описания местных обычаев, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай — Гималаи»), создано около пятисот картин, начата знаменитая серия полотен «Гималаи», созданы серии «Майтрея», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока» и др.

По окончании экспедиции в июле 1928 года в Западных Гималаях, в долине Кулу Н.К. Рерих основывает Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Здесь же, в долине Кулу, пройдёт последний период жизни художника. Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед с мировым именем. В институте работали медицинская, зоологическая, ботаническая, биохимическая и многие другие лаборатории. Проводилась большая работа в области лингвистики и филологии Востока. Собирались и переводились на европейские языки редчайшие письменные источники многовековой давности, изучались полузабытые наречия.

В 1934—1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая, организованную Министерством земледелия США с целью сбора семян растений, предотвращающих разрушение плодоносных слоёв почвы.

В 1929 году Н.К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г.Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха). Вместе с Договором Н.К. Рерих предлагает отличительный знак для идентификации объектов охраны — Знамя Мира, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами, символизирующими единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности.

Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне при личном участии Президента США Франклина Рузвельта. Пакт Рериха был подписан двадцатью одним американским государством.

В Индии художник продолжает работать над серией картин «Гималаи», составляющей более двух тысяч полотен. Для Рериха горный мир является неисчерпаемым источником вдохновения. Художественные критики отметили новое направление в его творчестве и назвали «мастером гор». В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы» и др. Выставки мастера экспонировались в различных городах Индии и их посещало большое количество людей.

Н.К. Рерих всегда оставался патриотом России и её гражданином, имея при себе лишь один российский паспорт. Мысль о возвращении на родину не покидала его никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз, но 13 декабря 1947 года он уходит из жизни.


Контактная информация:
Телефоны: 8–813–73–73–273 – заказ экскурсий; тел./факс 8–813–73–73–298
Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
Электронная почта: isvara_museum@mail.ru